Официальный сайт турклуба МКВ

 
 

Началось всё в далёком 1978году.

….11 июня. Воскресное солнечное утро. Савёловский вокзал. Сколько же велосипедистов прикатит в этот тёплый июньский день? Десять? Сто? Тысяча? Или никто не приедет? Поход объявлен в календарном плане Московского городского туристского клуба, тираж плана – 3 тысячи экземпляров. Причём каждый изучает не один человек. Плюс к этому объявление дали в «Московском комсомольце», тираж которого – сто с лишним тысяч… Вообще это был чистой воды авантюризм. Алексей Булгаков в одиночку объявил первый за десятилетие, а может быть, и за два, поход со свободным открытым сбором, абсолютно не представляя себе велоситуацию огромного города. Пришло ровно столько, сколько нужно для первого экспериментального похода – пришло шесть человек.

Итак, маршрут: Морозки – Гришино – Костино – Костромино (привал) – Старово – Ильино – Павловичи – ст. Вербилки. 90 км, 7 участников.

Никто из нас друг друга не знал, то есть это были типичные «велоотшельники». И в то же время все были очень дружелюбны и раскованны. И был в группе пожилой опытный турист с набором гаек, шайб и прочих железок, который, естественно, стал механиком. Был человек с фотоаппаратом. И украшала и сплачивала нашу команду женщина.

Маршрут для начала был явно великоват: от Морозок до Вербилок, причём руководитель обещал участки грунтовых дорог. И вот – первая техническая остановка в лесу вскоре после того, как пересекли по мосту канал «Москва – Волга». Слово – техническая – употребил без кавычек, поскольку велосипеды нуждались в ней не меньше нас самих. Особенно прекрасной участницы похода, которая отважно приехала в поход на неотрегулированном – прямо из магазина – складном велосипеде. Окончательно знакомимся и выясняем, кто есть кто.

…Сначала всё было прекрасно: бодро катили по асфальту, потом, от Гришино до Лавровок, – по гладкому грейдеру, затем – снова по асфальту. На остановках весело болтали и смеялись. В Костино повернули на восток, миновали Новожелтиково и через шесть километров на берегу речки-ручейка Имбушки на опушке маленькой рощицы напротив деревушки Костромино устроили чаепитие. По знакомой всем туристам традиции съестные припасы выложили на общий стол.

Однако, необкатанный «мустанг» нашей единственной участницы явно не был доволен, что его сразу бросили в такой солидный пробег. Сначала у него отвалилась педаль, потом спустило колесо, да и хозяйку его явно утомили горки Клинско-Дмитровской гряды, и около деревни Пальчино мы её посадили в подвернувшийся дмитровский автобус. А сами пересекли р.Велю и продолжили штурмовать подъёмы. У Ильино свернули на грейдер на север и через 8километров выехали на асфальтовую, но весьма разбитую дорогу, ведущую из Константиново в Вербилки. К станции Вербилки подъехали в полной темноте, последние километры пробирались почти ощупью, едва угадывая контуры дороги. У некоторых силы уже были явно на исходе, ведь мы проехали больше ста километров.

В следующих велопоходах число участников росло, приходили люди, которые потом сыграли существенную роль в организации велотуристского общества Москвы…

С конца семидесятых в столице начался новый взлет велотуризма, который отличался в первую очередь массовостью.

1979 ГОД

 

Сезон 1979 года открывали «триумвиратом» руководителей: Михаил Сурин, Ким Броницкий и Алексей Булгаков.

23 - 24 июня на берегу реки Москвы у деревни Чепасово выстроился целый палаточный городок, здесь собрались две пешие, две велосипедные и одна байдарочная группы в первый двухдневный звёздный поход «Самая короткая ночь». Всего собралось 74 человека

7 октября 1979 года состоялась ещё одна «звёздочка»: три велосипедные группы – 52 человека – съехались около села Михайловское. Родилась традиция – велосипедные сезоны открывать и закрывать звёздными походами. В тот октябрьский день впервые появился Валерий Медовый, позже ставший «главным» велотуристом Москвы.

1980 ГОД

 

18 марта 1980. Первое собрание членов зарождающегося велотуристского объединения столицы в Московском городском клубе туристов на Садовой-Кудринской, обсуждение плана будущего многодневного велопохода.

25-28 марта 1980. На турбазе «Чайка» около Дзержинска – семинар председателей комиссий велотуризма всего СССР.

В начале мая 1980года 12 членов московского, пока ещё неофициального, велоклуба отправились в первый многодневный категорийный поход из Калуги в Рязань по маршруту: Калуга – Таруса – Кашира – Зарайск – Рязань. 7 ходовых дней, 350км., 1 к.с

21–22 июня 1980 года следующая «Самая короткая ночь» была сугубо велосипедной. На берегу Шерны около деревни Тимково собрались велотуристы не только Москвы, но и подмосковных Жуковского, Люберец, Щёлкова, Дмитрова, Дубны, тогдашнего Калининграда.

Походы выходного дня стали традиционной доминантой столичных велотуристов. Если в 1978 году в 6 походах участвовали 50 человек, то в 1979 году в 12 походах – 130 человек, а в 1980 году в 35 походах выходного дня – около 450 человек.

Настала пора «легализации» столичного велотуристского объединения.

21 октября 1980 года на заседании федерации туризма Москвы была утверждена «Московская городская комиссия велотуризма», как она тогда называлась. Валерий Медовый был её председателем до 1986 года.

Оформившись юридически, общество велотуристов Москвы стало быстрее набирать обороты:

В 1980 году в дальние путешествия отправились лишь две группы, в следующем 1981-м – уже одиннадцать групп, а в 1989 году – восемьдесят.

 

1981 ГОД

Май – 1981. Восьмидневный зарегистрированный в МКК велопоход: Владимир – Суздаль – Юрьев-Польский – Ростов – Углич. 410км.

20- 21 июня 1918. 23 июня 1981. Первый сбор нашего велотуристского актива в здании дирекции парка «Кузьминки» у Александра Сычёва, куда мы временно перебрались.

Тогда же третий звёздный велопоход «Самая короткая ночь» с общим лагерем у дер. Хотеичи на р. Нерской с участием четырёх видов туризма, в том числе конной группы.

2 июля 1981. Утверждение составленного А. Булгаковым «Положения о веломарафоне-эстафете» по всем столицам советских республик, посвящённой 60-летию образования СССР, утверждение оргкомитета марафона.

С 1981 года начали проводить и чемпионаты СССР по туризму. Первый титул чемпиона получила группа из Казани в составе шести человек под руководством С.Ермолаева, которая в 1981 году прошла трудными дорогами через высокогорные перевалы из Душанбе в Хорог, Мургаб, Ош и далее в Андижан, преодолев более 1300км. 

В следующие годы на высшей ступени велосипедного пьедестала почета оказывались группы из Горького (путешествие по Восточной Сибири), из Харькова (Памир).

В 1988 году первое место завоевала команда МКВ под руководством мастера спорта И. Ефимова, который провел группу по очень сложному кольцу по Горно-Бадахшанской автономной области.

В 1981 году в поселке Дзинага в Северной Осетии состоялся Первый всесоюзный слёт туристов. В нем участвовали и велотуристы: на старт вышли 20 команд, 80 человек. В программу были включены: полоса препятствий, фигурное вождение и кросс-поход.

Август – 1981. Всесоюзный семинар инструкторов, организованный Ленинградской комиссией велотуризма на турбазе «Нахимовская». От Москвы и Московской области на семинаре инструкторскому мастерству обучались Б.Шумилкин, В.Медовый, Л.Давыдов и В.Любимов из Сергиева Посада.

20 сентября 1981 года первые соревнования по технике велотуризма прошли в Кузьминском парке, которые на следующий день показали по телевидению.

А осенью состоялся первый вечер актива велотуристского клуба в здании дирекции парка «Кузьминки», посвящённый подведению итогов велосезона–81.

1982 ГОД

2 февраля 1982. первое занятие первой школы начальной велотуристской подготовки в помещении Бауманского районного клуба туристов, где мы обосновались, собираясь теперь не по четвергам, как ранее, а по вторникам, и стали называться Московским клубом велотуристов.

Май – 1982. Учебно-тренировочный велопоход в завершение первой школы велотуристской подготовки НТП: Владимир – Новки – Шуя – Иваново – Тейково – Нерль – Торчино – Суздаль – Владимир. Вместе с примкнувшей группой В. Казанцева было 20 человек. 6 ходовых дней, 310км. 1 к.с

В 1982 году столичные энтузиасты велопутешествий организовали двухсотдневный веломарафон-эстафету дружбы, посвященную шестидесятилетию образования СССР. Стартовав в Москве 22 апреля 1982 года, велотуристы Москвы и Подмосковья проехали по всем пятнадцати республикам более 12 тысяч километров, завершив марафон 7 ноября в столице Казахстана Алма-Ате. Вся трасса была разделена на 19 этапов, каждый этап – самостоятельный велопоход от II до V категории сложности, все они совершались разными туристскими группами. Подобный велопробег в нашей стране проводился впервые, в нем участвовало более 150 человек разных возрастов и профессий. Самая большая реликвия марафона – это большая красная маршрутная книжка, символизирующая эстафетную палочку. Моменты передачи эстафеты устраивались большей частью в столицах союзных республик в торжественной обстановке, при этом проводились впечатляющие велошествия по улицам городов. Борис Шумилкин принимал участие в этом марафоне на участках Карпат под рук. Медового В.В (3 к.с) и в Ср. Азии  (4 к.с)

 

1983 ГОД

Маленькая деревня Костромино ещё раз увидела велотуристов столицы 11 июня 1983 года. Только группа уже была не 7 человек, а в 18 раз больше.

В честь пятилетия первого похода организовали массовый велозаезд по маршруту, повторяющему половину того, 78-го года: Морозки – Гришино – Костино – Костромино. Колонну сопровождали автомашины Госавтоинспекции. И опять по традиции организовали общий стол для коллективного чаепития, который теперь оказался настолько длинным, что едва уместился на обширной поляне.

В августе 1983 года московские велотуристы провели многодневное ралли по маршруту: Таллин – Пярну – Псков – Новгород – Волговерховье – Ржев – Москва, в котором приняли участие 60 велосипедистов группами по 6-8 человек, покрыв расстояние почти 1800км. На трассе было 10 контрольных пунктов (КП), в которые группы должны были приехать без опозданий, в полном составе. Между КП каждая группа разрабатывала свои варианты маршрута, что давало командам немалые возможности для инициативы. Всего участвовало 60 человек (6 групп), в том числе Емельянов, Ерофеев, Зыскин, В. Медовый, Налимов, Певунчиков, Родионова, А.Сахаров, Сурин, Харбиков, Шумилкин.

1984 ГОД

В июле 1984 года москвичи организовали туриаду по тому принципу, как ее проводили харьковчане, то есть группы-участницы совершали категорийные многодневные походы, маршруты которых имели один конечный пункт – на берегу р.Черемош. В туриаде участвовали 7 групп, в том числе одна из Московской области, всего 60 человек.

В 1984 году в Молдавии на турбазе «Озерная» обладатели двухколесных экипажей встретились на всесоюзном слете велотуристов, на котором были соревнования по фигурному вождению, велоралли, конкурсы самоделок, стендов, кино- и слайдфильмов.

В 1984 году в Москве был организован Московский клуб спортивного велотуризма «Караван», в котором главный акцент получили велопоходы выходного дня в быстром темпе, скоростные велопутешествия и велопробеги, в частности, в 1986 году клуб возродил велопробеги из Москвы в С.-Петербург на дистанции 700 км – спустя 101 год после первой такой гонки. Этот велопробег стал визитной карточкой «Каравана».

1985 ГОД

В 1985 году московские велотуристы провели еще один веломарафон-эстафету по городам-героям в честь 40-летия Победы над фашистской Германией. Весь маршрут составил 8 тыс. км.

В 1985 году в Яремче (Украина, Карпаты) открылся II всесоюзный слет туристов - у нас 3 командное место на дистанции фигурного вождения.

1987 ГОД

 

В 1987 году москвичи организовали второе многодневное велоралли. Маршрут его таков: Петрозаводск – водопад Кивач – Медвежьегорск – Пудож – Вытегра – Белозерск – Кириллов – Ферапонтово – Вологда – Углич – Москва. По протяженности он такой же, как и ралли «Таллин – Москва», но намного сложнее: некоторые грунтовые участки путешественникам дались нелегко. В программу ралли, помимо контрольных пунктов, были включены дополнительные соревнования: скоростной участок протяженностью 60км, который нужно было проехать за 4 часа, кроссовый участок, велоориентирование, а также конкурсы. Участвовали в ралли сорок человек.

1988 ГОД

 

С 1988 года москвичи начали проводить двухдневные ралли «Золотая осень», трассы которых проходят преимущественно по грунтовым дорогам. В программу соревнований входят также фигурное вождение и другие дополнительные состязания.

1989 ГОД

В 1989 году из Игарки в Салехард отправилась экспедиция клуба МКВ из шести человек под руководством В. Медового по трассе так называемой «Мертвой дороги». Строительство железной дороги Чум – Салехард – Игарка – Норильск велось в конце 40-х – начале 50-х годов, но построена дорога была лишь частично, в марте 1953 года работы были прекращены, и сейчас действуют лишь участки Чум – Лабытнанги и Старый Надым – Уренгой. Участники похода-экспедиции за сорок дней осилили почти 800км по очень малонаселенной местности, по изрядно разрушенной и зарастающей насыпи старой «железки». Члены группы преодолевали с тяжелогружеными дорожными велосипедами (вес багажа достигал 40кг на человека) многочисленные разрушенные мосты и размывы бывшей насыпи. Несколько раз вынуждены были устраивать переправу велосипедов и багажа через реки с помощью веревок. Встречались на пути и густые заросли кустарника, и заболоченные участки, где полотно целиком ушло в топь. Велосипеды на этом этапе путешествия скорее мешали продвижению вперед. Зато на западном плече так и не состоявшейся магистрали, где сохранились протяженные участки рельсовой колеи, удавалось развивать скорость до 20 км/час. Для этого велосипеды пришлось переделать в «велодрезины». Конструкция такой повозки позволила проехать по рельсам «Мертвой дороги» около 400км.

Но главное, велосезон 1989 года отличился первым в стране советско-американским велопоходом за мир, в котором участвовали 50 человек: 25 американцев и 25 наших соотечественников. Американцы ехали на велосипедах, которые им предоставили советские коллеги, возраст участников – от 19 до 70 лет. Маршрут: Москва – Калинин – Ржев – Осташков – Демянск – Новгород – Ленинград. Активная часть маршрута (то есть в седле велосипеда) составила 570км. Инициатива велопробега исходила от американцев, у нас идею подхватил активист МКВ И. Налимов, а вообще организаторами велопохода с нашей стороны были Московский комитет защиты мира, Московский городской центральный туристский клуб и ряд спонсоров. На следующий год состоялся ответный пробег 25 советских велотуристов, в основном члены МКВ, по Американскому континенту.

Но некоторые отчаянные смельчаки из МКВ уже не видят особой доблести в том, чтобы совершать многодневные путешествия на велосипеде в летний период. А если такой же сложный маршрут пройти зимой? Этим вопросом однажды задался чемпион среди москвичей по зимним велопоходам А. Финоченко. Задумано – сделано! И Андрей проложил велосипедные маршруты по льду Азовского и Каспийского морей, озера Байкал, по северу европейской части России, в 1991 году в феврале-марте совершил зимний веломарафон из Читы в Магадан, а в 1992 году, вновь зимой, – из Читы на Сахалин. Уже в 1998 году А. Финоченко совершил очередной дерзкий зимний переход от Иркутска по реке Лене до Усть-Кута, затем до Мирного, а от него до Якутска и спустился на юг на Транссибирскую магистраль. До Мирного его попутчиками были М. Силаев и В. Мельников.

С 1978 по 1998 год клуб возглавляли сначала А. Булгаков и В. Медовый, С 1998 по 2011 год  клубом руководили  С.Н Селиванов и А.Н Сычев. С 2011 года президентом клуба является Б.В Шумилкин. Московский клуб остается крупнейшим велотуристским центром страны, в котором сконцентрировалась  работа по воспитанию туристских кадров: регулярно проводятся школы Начального (НУ), Базового (БУ), Специализированного (СУ) уровней и СУ с инструкторским блоком.

В 80-90-х годах стали создаваться дочерние велоклубы: «Караван», «Искатель» «Велоэкспедиция».

18 декабря 1994. прошло первое обсуждение с И. Налимовым и В. Трошиным идеи создания «Интервелоклуба», впоследствии получившего название «Русский клуб велопутешествий», который активно действует в помещении Московского государственного института электроники и математики под председательством Д. Боголюбова и поныне.

 

Московский клуб велотуристов продолжает расти и развиваться, рад видеть новые лица и готов покорять новые вершины.